Просим вас проявить щедрость и поддержать Сайт пожертвованием, чтобы ваш сайт — сайт «Ислам: вопрос и ответ» — смог продолжить свою работу во служении Исламу и мусульманам, если пожелает Аллах.
Ребенок постился в рамадан до возраста половозрелости, и в один из дней поста он достиг половой зрелости. Должен ли он возместить этот день? А также неверующий, должен ли возместить, если он станет мусульманином? И также женщина, которая очистилась от менструации? Сумасшедший, который выздоровел? Путник, который вернулся из путешествия, но не постился? Больной, который выздоровел, но не постился? Что делать этим категориям людей, держать ли им пост (воздерживаться ли от всего, что его нарушает) в оставшуюся часть того дня?
Хвала Аллаху.
Те категории людей, что упоминаются в вопросе, в разных положениях. Разногласие ученых и некоторые мнения упоминались в ответе на вопрос № 49008.
Всех людей из вопроса можно разделить на две группы:
· положение ребенка, достигшего половой зрелости, неверующего, который стал мусульманином, и сумасшедшего, который выздоровел, одно, а именно – они должны воздерживаться от всего, что нарушает пост, оставшуюся часть дня и не обязаны возмещать пост этого дня;
· положение женщины, у которой прекратились менструации, и путника, который вернулся домой, а также больного, который излечился, одно, а именно – они не обязаны воздерживаться оставшуюся часть дня, так как это для них бесполезно, но они обязаны возместить пост этого дня.
Различие между первой и второй группой в следующем. В отношении людей первой группы условие обязательности полного исполнения канонов Шариата /таклиф/, а именно: половая зрелость, исповедание ислама и разумность, присутствует. Если было подтверждено наличие условий обязательности исполнения канонов Шариата, то они обязаны воздерживаться, но они не обязаны возмещать пост этого дня, так как стали воздерживаться от всего, что нарушает пост, с того момента, когда пост стал для них обязанностью. А до этого пост они соблюдать обязаны не были.
Что касается людей второй группы, то по Шариату они обязаны поститься, но у них есть оправдание или причина, которая дозволяет им разговеться, а именно: наличие менструаций, нахождение в пути и болезнь. Аллах облегчил этим трем категориям людей и дозволил им не поститься. Посему в этот день они могут разговляться. И если причина разговения исчезнет днем в рамадан, то воздержание от всего, что нарушает пост, в течение оставшейся части дня не принесет им пользы, они обязаны возместить пост этого дня.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
Если путник вернулся в свое государство, не будучи постящимся, то он не обязан воздерживаться от того, что нарушает пост. Он может есть и пить оставшуюся часть дня, так как воздержание для него бесполезно, ведь он все равно обязан возместить пост этого дня. Таково верное мнение, и таково мнение мазхабов Малика и аш-Шафи‘и, а также одно из двух мнений имама Ахмада, да помилует его Аллах. Однако этот человек не должен есть и пить прилюдно[1].
Он также сказал:
Если днем в месяц рамадан женщина очистится от менструации или послеродовых кровотечений, то она не обязана воздерживаться (от всего, что нарушает пост). Она может есть, пить, так как воздержание для нее бесполезно, ведь она обязана возместить пост этого дня. Таков мазхаб имама Малика, аш-Шафи‘ и это одно из двух мнений имама Ахмада. Передается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: „Тот, кто поел первую часть дня, пусть ест и оставшуюся“, то есть тому, кому дозволено было разговляться в первую часть дня, дозволено разговляться и в оставшуюся[2].
Шейху также задали вопрос: Если человек не постился днем в рамадан по уважительной по Шариату причине, то может ли он пить и есть оставшуюся часть дня?
Он ответил:
Он может есть и пить, так как не постился по уважительной шариатской причине. Если человек оставил пост, имея уважительную по Шариату причину, то запрет разговеться в этот день с него спадает, ему становится дозволенным употребление еды и питья. В противоположности этому человек, который разговелся днем в рамадан без уважительной причины, его мы обязываем поститься оставшуюся часть дня, несмотря на то, что после он будет обязан возместить пост этого дня. Необходимо быть внимательным и различать эти два вопроса[3].
Он также сказал:
«Во время нашего исследования по вопросу поста женщины, если у нее была менструация, которая закончилась днем в рамадан, мы упомянули, что ученые разногласили по вопросу: „Должна ли она воздерживаться оставшуюся часть дня, не пить и не есть? Или она может есть и пить оставшуюся часть дня?“ Мы сказали, что по этому вопросу от имама Ахмада, да помилует его Аллах, передаются два мнения. Одно из них, и оно является известным в мазхабе, что она должна воздерживаться (от всего, что нарушает пост), не есть и не пить.
Второе мнение заключается в том, что она не обязана воздерживаться, и она может есть и пить. Мы сказали, что это мнения мазхаба Малика и аш-Шафи‘и, да помилует их Аллах. Это мнение передается от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: „Пусть тот, кто ел в начале дня, есть и в конце его“. Мы также сказали, что в вопросах, в которых есть разногласия, получающие знания должны смотреть на доказательства и следовать тому, что им видится более верным на основании доказательств, и не обращать внимание на наличие разногласия, если есть доказательство (верности определенного мнения). Ведь нам приказано следовать посланникам, как сказал Всевышний:
وَيَوْمَ يُنَـادِيهِمْ فَيَقُولُ مَاذَا أَجَبْتُمُ ٱلْمُرْسَلِينَ
„В тот день Он воззовет к ним и скажет: „Что вы ответили посланникам?““.
Что касается приведения в качестве доказательства достоверного хадиса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он велел поститься в день ‘Ашура в течение дня, и люди стали соблюдать пост оставшуюся часть дня, на это мы скажем следующее. Они не могут опираться на этот хадис, так как во время поста ‘Ашуры нет ситуации, когда исчезает причина, запрещающая поститься. Во время поста ‘Ашура происходит начало обязательности. Есть разница между исчезновением препятствия и началом обязательности, так как начало обязательности означает, что положения (веления) не было до (наличия) этой причины[4]. Что же касается исчезновения препятствия, то это означает, что положение (веление) присутствует, и обязанность (в отношении человека бы действовала), если бы не было препятствия. И если присутствуют препятствия наряду с причинами действия, то это означает, что действие не будет верным, пока не уйдет препятствие. Пример ситуации, которая упоминается в вопросе, похож на следующую: если человек в течение дня принял Ислам. У человека, который стал мусульманином, появилась обязанность поститься. Похожа эта ситуация и на ту, если ребенок стал половозрелым в течение дня, в первую половину которого он не постился. В отношении него обязанность поста также появилась. И тому, кто принял Ислам днем в рамадан, мы скажем: „Воздерживайся оставшуюся часть дня, но ты не обязан возмещать пост этого дня“. И ребенку, которой достиг половой зрелости дне в рамадан, мы скажем, что он обязан воздерживаться, но не должен возмещать пост этого дня. И их ситуация противоположна ситуации женщины, которая днем в рамадан очистилась от менструации. В соответствии с единодушным мнением ученых, она обязана возместить пост этого дня. Если женщина, у которой кончились менструации днем, в соответствии с единодушным мнением ученых, станет воздерживаться оставшуюся часть дня, это будет для нее бесполезным, и ей не засчитается это за пост, она должна возместить пост этого дня.
Таким образом стало понятно различие между возникновением обязательности и исчезновением препятствия. Вопрос женщины, которая очистилась от менструаций днем в рамадан, связан с исчезновением препятствия, а вопрос ребенка, который достиг половозрелости днем в рамадан, или то, что упоминалось в вопросе, когда пост в день ‘Ашура был обязательным до поста рамадан, связано с вопросом возникновения обязанности. Просим Аллаха о помощи»[5].
[1] Ибн ‘Усеймин. Маджму‘у-ль-фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 19. № 58
[2] Там же. Т. 19. № 59.
[3] Там же. Т. 19. С. 60.
[4] То есть ранее поста в день ‘Ашура не было – прим. пер.
[5] Ибн ‘Усеймин. Маджму‘у-ль-фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 19. № 60.