Понедельник, 22 джумада ас-сани 1446 - 23 декабря 2024

Являются ли слова «О, Мухаммад» многобожием?

Вопрос

Я парень, и иногда говорю: О, Мухаммад или О, Али, или О мой господин такой-то. Один человек сказал мне, что эти слова являются многобожием /ширк/.  Я ответил ему, что не совершаю многобожия, и что свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад, Али или господин такой-то не являются божествами наряду с Аллахом. Я видел хадис, в котором один сподвижник сказал человеку, у которого занемела нога: Упомяни человека, которого ты любишь более всего. И когда он сказал: О Мухаммад, и онемение исчезло. В одном из мусульманских сражений кличем мусульман было: О Мухаммад! Если это действительно являлось многобожием, то почему сподвижники не запретили им это? Братья Юсуфа сказали: Отец наш! Попроси прощения нашим грехам, они не сказали: О Аллах, прости нам или …прости нас? Если они действительно совершили многобожие, то почему не упоминается, что они совершили ошибку? Являюсь ли я сейчас многобожником или нет? Если я совершил многобожие, то прощает ли Аллах тому, кто совершил многобожие?

Текст ответа

Хвала Аллаху.

Во-первых, слова О, Мухаммад или О, Али могут подразумевать одно из следующего:

человек может просто представлять того, к кому он обращается, но не просить у него ничего; например, когда человек говорит: О, Мухаммад и потом замолкает, или О, Мухаммад, да благословит Аллах тебя; в этом случае это не является многобожием, так как это не несет в себе мольбы не ко Всевышнему Аллаху;

Шейх Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Словами О, Мухаммад, о, пророк Аллаха или иными словами-обращениями, представляют в сердце того, кого упоминают на словах, и обращаются к тому, кого представляют сердцем. (Подобное происходит и тогда, когда) молящийся во время молитвы говорит: Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение. Человек делает подобное часто, он (как будто бы) обращается к тому, кого себе представляет, даже если нет того, кто слышит это обращение»[1];

человек может обращаться с явной просьбой к тому, к кому он обращается, например, когда человек говорит: О, Мухаммад, сделай то-то и то-то, или неявной, например, когда человек берет большой камень или нечто тяжелое и говорит: О, Мухаммад; последнее также является просьбой о помощи; оба эти вида являются многобожием, так как обращение с мольбой не к Аллаху – к умершим или отсутствующим – это многобожие, на что указывают тексты и единодушное мнение ученых /иджма‘/.

Сказал Всевышний Аллах:

فَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللَّهِ كَذِبًا أَوْ كَذَّبَ بِآيَاتِهِ أُولَئِكَ يَنَالُهُمْ نَصِيبُهُمْ مِنَ الْكِتَابِ حَتَّى إِذَا جَاءَتْهُمْ رُسُلُنَا يَتَوَفَّوْنَهُمْ قَالُوا أَيْنَ مَا كُنْتُمْ تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ قَالُوا ضَلُّوا عَنَّا وَشَهِدُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ أَنَّهُمْ كَانُوا كَافِرِينَ

«Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет или считает ложью Его знамения? Они получат удел, отведенный им в Писании. Когда же к ним явятся Наши посланцы, чтобы умертвить их, они скажут: Где те, к кому вы взывали вместо Аллаха?. Они скажут: Они бросили нас!. Они принесут свидетельства против самих себя о том, что они были неверующим»[2],

وَلا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لا يَنْفَعُكَ وَلا يَضُرُّكَ فَإِنْ فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذاً مِنَ الظَّالِمِينَ

Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников[3],

فَإِذَا رَكِبُوا فِي الْفُلْكِ دَعَوُا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ فَلَمَّا نَجَّاهُمْ إِلَى الْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ

Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей[4], слова приобщать сотоварищей в этом аяте означают обращаются не к Аллаху,

وَمَنْ يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهاً آخَرَ لا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ فَإِنَّمَا حِسَابُهُ عِنْدَ رَبِّهِ إِنَّهُ لا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَ

У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют[5]. Это общее положение в отношении мольбы не к Аллаху, и здесь нет различия: называет ли человек того, к кому он обращается, богом, господином, приближенным к Аллаху или кутбом. Лексическое знание слова бог (илях) - тот, кому поклоняются; и если человек совершает поклонение кому-либо помимо Аллаха, это означает, что он взял его себе богом, даже если сам человек отрицает это.

Ясных священных аятов на эту тему не мало.

В достоверном хадисе передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь[6].

Ученые передавали иджма‘ (единодушное мнение ученых) о неверии того, кто ставит между собой и Аллахом посредников, обращаясь к ним и прося у них. Говоря об этом, ученые не делали исключений между теми, к кому обращаются: к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, или к иному.

Шейх Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: Тот, кто делает ангелов и пророков посредниками, к которым обращается и на которых полагается, которых просит о привлечении благ и отведении бед, например, просит прощения грехов, ведения сердец прямым путем, избавления от горя и бедности, такой человек является неверующим, как гласит единодушное мнение всех мусульман[7].

Это единодушное мнение передали и согласились с ним несколько ученых. См. аль-Фуру‘ Ибн Муфлих (Т. 6. С. 165), аль-Инсаф (Т. 10. С. 327), Кашшафу-ль-кына‘ (Т. 6. С. 169), Маталибу ули-н-нуха (Т. 6. С. 279).

Автор в Кашшафу-ль-кына‘ после упоминания этого единодушного мнения в главе о положении вероотступника сказал: Так как эти действия подобны действиям идолопоклонников, которые говорили: „Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе“.

Во-вторых, ни в Коране, ни в Сунне нет достоверного доказательства, которое можно было бы использовать для подтверждения дозволенности этого многобожия, не говоря уже о том, чтобы поощрять использовать эти слова. Как могут слова, которые Аллах сделал многобожием и неверием в Своей Книге, быть дозволенными?!

То предание, которое Вы упомянули о занемевшей ноге мужчины, то цепочка передатчиков его не достоверна. И даже если бы она была достоверной, то в нем нет никакого доказательства. Так как в этом предании говорится лишь о мысленном представлении того, кто упоминается, как мы об этом уже говорили. В предании не содержится просьбы не к Аллаху.

Подробно об этом предании говорилось в ответе на вопрос № 162967.

В-третьих, сподвижники не использовали девиз (клич) О Мухаммад во время сражений, как об этом будет сказано ниже. И даже если бы этот девиз использовался, то он не являлся зовом и обращением за помощью, как это очевидно. Это больше похоже на скорбь по нему. Мусульмане скорбью по Посланнику Аллаху, да благословит его Аллах и приветствует, воодушевляли и увеличивали пыл сражающихся, и вдохновляли их переживанием за его религию; эти слова подобны словам: О Ислам!.

Для выражения чувств сожаления и скорби в арабском языке употребляются частица уа и звательная частица йа, если это не приводит к неверному пониманию этого[8], как об этом сказал Ибн Малик в аль-Альфийа:

(Частица)„уа“ для (выражения) скорби *** или „йа“; и все, что кроме „уа“ используется только тогда, когда это не приводит к неверному пониманию.

Аль-Ашмуни сказал: «„Уа“ используют для сожаления о ком-то или чем-то (или выражения боли за кого-то или из-за чего-то), например, слова „Ой /уа/, сын!“, „Ой /уа/, голова“, или же используется „йа“: „О /йа/, сын!“ или „О /йа/, голова!“. Но если есть вероятность двусмысленности и возникновения путаницы, то следует остерегаться использовать не „уа“, то есть „йа“, как это получилось в словах:

„Ты взялся на великое дело и проявлял терпение на этом поприще, и действовал на этом пути согласно велению Аллаха, о, ‘Умар!“

Если есть вероятность возникновения неясности, то используется „уа“»[9].

Подобны этому слова Фатымы, да будет доволен ею Аллах, которые она сказала после смерти избранника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: О /йа/ отец! (Который) ответил на зов Господа, когда Он позвал его, а в другой версии сказано: Ой /уа/, отец, (который) ответил на зов Господа, когда Он позвал его.

Передается от Анаса, что когда Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало хуже. Фатыма, мир ей, сказала: О, горе, отец! Тогда он сказал ей: После этого дня у твоего отца не будет горя, и когда он умер, она воскликнула: О мой отец мой, (который) ответил Господу, когда Он позвал его! О мой отец, пристанищем (которого) будет Рай Фирдаус! О мой отец, Джибриля мы возвещаем о его смерти! А когда его захоронили, Фатыма, мир ей, сказала: О Анас, было ли вам легко кидать землю на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?

В версии у Ибн Маджи (№ 1630) сказано: О /уа/ мой отец, Джибриля я возвещаю о его смерти! О мой отец, кто (может быть) ближе тебя к Господу твоему! О мой отец, в Раю Фирдауса поселился! Мой отец, (который) на зов Господа откликнулся!

Эти слова были сказаны из сожаления о смерти, а не из намерения обратиться к нему с просьбой или защитой.

Ибн Хаджар сказал: «Слова О /уа/ отец означают слова О /йа/ мой отец»[10].

Как мы уже говорили, клич О Мухаммад не является достоверным.

Шейх Салих Аль Шейх, да хранит его Аллах, отвечая тому, кто сказал, что Ибн Касир упомянул лозунг (клич) мусульман во время сражения Йамамы - „О Мухаммад“, сказал:

«Ибн Касир, да помилует его Аллах, привел эти слова в длинной истории сражения, и в этой истории одно предание смешалось с другим. Что касается этого клича, то об этом сказал Ибн Джарир в Тариху-ль-умами уа-ль-мулуки (Т. 3. С. 293): Мне написал ас-Сарийи от Шу‘айба, от Сайф, от ад-Даххака ибн Йарбу‘а, от своего отца, от мужчины из племени Сухайм… (и привел историю, в которой упоминается этот клич).

Я скажу, что это слабая цепочка передатчиков. Я не видел, чтобы вопросы вероубеждения и единобожия, и даже другие вопросы религии брались из исторических книг, в которых упоминаются рассказы для назидания и поучения. Исторические рассказы правдивы в общем, но не в частностях. Поэтому Ахмад ибн Ханбаль говорил: Три (вещи) не имеют основы (то есть достоверных цепочек передачи): (истории о) сражениях….

Слабость этой цепочки передатчиков проявляется с трех точек зрения.

Во-первых, Сайф – это Ибн ‘Умар, автор аль-Футух и ар-Ридда, и он приводит истории от большого количества неизвестных людей.

Аз-Захаби в Мизану-ль-и‘тидаль (Т. 2. С. 255) сказал: Матайин передал от Йахъйи, что копейка лучше него (то есть этого передатчика - Сайфа). Абу Дауд сказал, что его предания ничего не значат. Абу Хатим сказал, что его предания следует оставлять. Ибн Хиббан сказал, что его обвиняли в ереси. Ибн ‘Ади сказал, что большинство его хадисов (относятся к слабым) мункар.

Во-вторых, ад-Даххак ибн Йарбу‘. Аль-Азди сказал о нем: Его хадисы не достоверны. Этот человек является одним из неизвестных, от которых передавал только Сайф.

В-третьих, неизвестность Йарбу‘а и мужчины из племени Сухайм.

Каждый из этих доводов ослабляет хадис. Как это может быть не так, если это предание Сайфа ибн ‘Умара?! И ты узнал, что есть в нем. Просим Аллаха о благополучии!

Не стоит порицать Ибн Джарира за подобные слабые истории, историки упоминали эти истории и после него. Ибн Джарир, да помилует его Аллах, во введении к своему труду Тариху-ль-умами уа-ль-мулук (Т. 1. С. 8) сказал: Те предания, которые приводятся в этой моей книге от некоторых живших ранее, могут порицаться некоторыми читателями или быть неприятными для слушателей, из-за того, что им может быть не известна их достоверность, и из-за того, что не известна достоверность их значений. (Так) пусть они знают, что это произошло не по нашей причине, а по причине их рассказчиков. Я только пересказываю их так, как они дошли до меня[11].

В-четвертых, слова Всевышнего Аллаха о братьях Юсуфа:

قَالُوا يَاأَبَانَا اسْتَغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا إِنَّا كُنَّا خَاطِئِينَ (97) قَالَ سَوْفَ أَسْتَغْفِرُ لَكُمْ رَبِّي إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

Они сказали: „Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками“. Он сказал: „Я попрошу моего Господа простить вас, ведь Он - Прощающий, Милосердный“[12].

В этих аятах приводится мольба-обращение к живому, способному помочь, и в этом нет ничего плохого, как гласит единодушное мнение ученых.

Они сказали: Попроси прощения для нас, а не говорили: Прости нас, как Вы это поняли.

На дозволенность обращаться с просьбой к другому указывают доказательства Шариата, среди которого длинный хадис от Увейса аль-Карни. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Умару: Если ты можешь попросить его обратиться с просьбой о прощении за тебя, то сделай это. Тогда ‘Умар пришел к Увейсу и сказал: Обратись (к Аллаху) с просьбой о прощении за меня[13].

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: Глава о желательности обращаться с просьбой о мольбе к достойным людям, если тот, к кому обращается более достоин, чем тот, кто обращается, и о мольбе в достойных местах и ситуациях: знай, что хадисов на эту больше, чем можно перечислить, и этот вопрос, в отношении которого есть единодушное мнение ученых[14].

Итак, из того, что было сказано выше, следует, что если человек сказал: О, Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), то изначально произносить подобные слова дозволено в том случае, если эти слова не сопряжены с явной или скрытой мольбой к Пророку, это является многобожием.

Несмотря на это, мы бы советовали избегать подобного обращения или частого его произношения по двум причинам:

о Вас могут плохо подумать: могут подумать, что Вы просите что-то не у Аллаха;

Вы можете говорить их по привычке, и может быть скажете их, когда будете нуждаться в помощнике; поэтому лучше привыкайте говорить: О, Аллах! О Живой и Сущий! О Обладатель величия и щедрости!; для любого человека нет ничего лучше, чем попросить Господа своего, пребывать в смирении перед Ним и обращаться к Нему при каждом случае.

В-пятых, если человек совершил многобожие и покаялся в нем, то Всевышний Аллах примет его покаяние. Сказал Аллах:

وَالَّذِينَ لا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهاً آخَرَ وَلا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلا يَزْنُونَ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَاماً يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَاناً إِلَّا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلاً صَالِحاً فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُوراً رَحِيماً

Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный[15].

А Аллаху ведомо лучше.


[1] Ибн Таймия. Иктидау-с-сыраты-ль-мустакым ли-мухаляфати асхаби-ль-джахим. Т. 2. С. 319.

[2] Коран. Сура Преграды 7:37.

[3] Коран. Сура Юнус 10:106.

[4] Там же. Сура Паук 29:65.

[5] Там же. Сура Верующие 23:117.

[6] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 4497.

[7] Ибн Таймия. Маджму‘-уль-фатауа. Т. 1. С. 124.

[8] Неверное понимание может возникнуть из-за того, что частица йа арабами используется для обращения – прим. пер.

[9] Аль-Ашмуни. Шарх Альфийа Ибн Малик. Т. 1. С. 233.

[10] Ибн Хаджар. Фатху-ль-Бари. Т. 8. С. 149.

[11] Салих Аль Шейх. Хазихи мафахииму-на. С. 52.

[12] Коран. Сура Юсуф 12:97-98.

[13] Муслим. Ас-Сахих, хадис № 2542.

[14] Ан-Науауи. Аль-Азкяр. Т. 6. С. 34.

[15] Коран. Сура Различение 25:68-70.

Источник: Сайт «Ислам: вопрос и ответ»